Повреждение служебной информации

Повреждение служебной информации

Служебная информация жесткого диска - аналог операционно системы компьютера. Служебная информация расположена в специально отведенном месте (Service Area, SA), в секторах с отрицательными номаерами и доступна для работы только специализированным утилитам.
Модули служебной информации - это не MBR, не Boot-сектор, и не MFT, все перечисленное относится к категории "пользовательсткие данные" и доступно для работы любой утилите, работающей с диском минуя файловую систему (например, "редактор сектора"). В служебной зоне накопителя могут быть свои: транслятор, таблица дефектов, каталог и прочее (в зависимости от производителя и семейства).

В состав служебной информации входят:

Оврелеи микрокода - модули, содержащие в себе загружаемую часть микропрограммы, необходимые для старта HDD;
Листы дефектов: P-List; G-List; Relo-list и другие, в зависимости от производителя и архитектуры;
S.M.A.R.T. и его логи;
Модули самотестирования, применяемые в производстве диска
Транслятор, паспорт - при наличии отдельного модуля, или в виде суперфайлов.

Отличительной особенностью данной неисправности является то, что диск может правильно определяеться в BIOS, а может и не определяться. Также неправильная паспортная информация тоже может свидетельствовать о проблемах в служебной зоне накопителя. В отличие от других неисправностей жестких дисков, для неисправностей служебной информации имеет огромное значение изготовитель жесткого диска, так как отличия встречаются не только в архитектуре, но и в самой идеологии служебной информации.

Учитывая расположение служебной зоны накопителя - на поверхности магнитных пластин, повреждение служебной информации может свидетельствовать о серьезных проблемах жесткого диска. Неквалифицированное вмешательство, необдуманные действия начинающих мастеров могут привести к полной невозможности восстановить данные.

Структура служебной информации жесткого диска

Критичные модули - части служебной информации, без которых жесткий диск не сможет запуститься и работать "по логике" (то есть когда становится доступной пользовательская зона). В свою очередь, критичные модули могут быть как уникальными (для конкретного экземпляра жесткого диска), так и неуникальными (одинаковыми в семейств или модели).

К уникальным модулям относятся: дефект-листы (особенно заводской, P-List), транслятор (при его наличии);
К неуникальным модулям относятся: оверлеи микрокода, совместимые в рамках семейства и версии firmware.

Важно помнить:
Любая ошибка при работе со служебной зоной накопителя чревата необратимыми последствиями. Так, запуск пересчета трансялтора с чужой платой электроники способен сделать невозможным восстановление данных.

Повреждение критичных модулей жесткого диска делает запуск накопителя невозможным, однако, неуникальные и критичные можно подобрать совместимые. Гораздо сложнее обстоит дело, когда повреждены уникальные критичные модули: если не удается вручную собрать их из доступных копий, то восстановить данные невозможно. Также для некоторых накопителей есть универсальные методики восстановления некоторых уникальных модулей, например, пересчет транслятора накопителей Seagate. Но несмотря на такие варианты решение проблем в служебной зоне накопителя - задача нетривиальная, ведь служебная информация у жестких дисков может быть повреждена по-разному. Единых методик восстановления данных с жесткого диска с повреждением служебной информации, как и типовых неисправностей, не существует; кроме того, в служебной зоне накопителя абсолютно равновероятно могут быть поврежденными любые модули.

Восстановление данных с жесткого диска
с поврежденной служебной информацией

Для определения путей решения проблем в служебной зоне накопителя необходимо в первую очередь провести тщательную диагностику в соответствии с архитектурой накопителя. Так, искать повреждения в трансляторе накопителей с динамической трансляцией (например, Samsung или Hitachi) так же безрассудно, как и пересчитывать транслятор для восстановления паспортного объема накопителя Western Digital.

Частный случай №1. Не определяется диск Seagate 7200.11

Получившая широкую известность и обросшая не только "кучей методик", но и разных "панацей с одной кнопкой" неисправность служебной зоны одного семейства накопителей Seagate (давно уже снятых с производства) до сих пор будоражит умы начинающих мастеров.

Суть проблемы:

Диск, например ST3500320AS, не определяется в BIOS, на порту, куда он подключен, взведен регистр BSY (проверяется программой типа Victoria), при этом из гермозоны не слышно посторонних звуков, диск крутится.

Диагностика неисправности:

Как и для всех накопителей производства Seagate, диагностика производится через диагностический терминал (COM-port). В диалоговом окне терминала появляется сообщение:

LED:000000CC FAddr:0024A051
LED:000000CC FAddr:0024A051

Конечно, сленг не обошел и эту неисправность, и ее прозвали "мухой ЦЦ" из-за особенностей произношения содержимого терминала. Как и при других неисправностях, данное сообщение в терминале сигнализирует проблемы с какой-то частью служебной информации. В данном случае - переполнение логов, причем такое переполнение зачастую связано с неустойчивой работой жесткого диска, либо дефектами поверхности

Решение проблемы:

Прерывание процесса стартовой инициализации накопителя и последующий пересчет транслятора с учетом P-List, проверка доступности данных и обязательная посекторная копия на исправный накопитель. Методика "как в киоске на рынке" зачастую приводит к "вилкам" в трансляции (когда начиная с определенного LBA все сектора становятся недоступными).

Запуск процедуры автоматического персчета транслятора на дисках более поздних моделей, не подверженных таким проблемам, не только бесполезен, но и деструктивен!

Частный случай №2. Не определяется жесткий диск Western Digital WD20EZRX

Суть проблемы:

Диск, например WD20EZRX не определяется в BIOS, при этом он раскручивается и не издает посторонних звуков. Перед тем как окончательно сломаться, диск довольно сильно "тормозил", предпринимались неудачные попытки восстановить с него данные при помощи R-Studio. Сигналом, что пора принести диск в лабораторию, стало состояние диска "раскручивается, но не определяется в BIOS компьютера".

Диагностика неисправности:

Учитывая, что накопители семейства WD Marvell не пишут диагностических сообщений в терминал, накопитель подключается по SATA-интерфейсу к комплексу PC-3000Express. В регистрах состояния есть сигнал о готовности ("горят" регистры DRD и DSC); при любом обращении, в том числе чтении паспорта, взводится перманентный сигнал BSY, двигатель не останавливается, посторонних звуков нет.

С целью доступа в служебную зону накопителя, диск переводится в технологический режим (установкой соответствующих джамперов), что позволяет с ним работать специализированной утилитой. В этом режиме производится блокировка доступа к служебной информации и перезагрузка диска. Аварийно вышедший в готовность накопитель (из-за невозможности чтения служебной зоны по ложным адресам) позволяет загрузить в ОЗУ необходимые для работы с модулями служебной информации оверлеи микрокода. После чтения и диагностики служебной зоны диагноз уточнен: дефекты в служебной зоне.

Решение проблемы:

1. Сборка модулей, необходимых для запуска трансляции неисправного накопителя (уникальные критичные модули), то есть для обеспечения возможности экспорта пользовательских данных на исправный накопитель.

2. Подбор совместимого (по семейству, карте голов и версии предусилителя-коммутатора) диска-донора для выполнения процедуры "hot-swap".

3. Запись в служебную зону "донора" модулей от "пациента", необходимых для трансляции

4. Инициализация стартовой информации в ОЗУ накопителя с последующим стартом на гермоблоке "пациента"

5. Вычитывание информации: создание посекторной копии на исправный накопитель с использованием PC-3000 DataExtractor

Описываемый в примере случай блокировки диска при самостоятельных попытках восстановления данных - из реальной ежедневной практики. В данном случае информация восстановлена полностью несмотря на 1877 нестабильных секторов, из-за которых произошла блокировка HDD.

При любых повреждениях служебной зоны жесткого диска в нашей лаборатории производится посекторное клонирование пользовательских данных на исправный накопитель. Только такой подход может дать гарантию полного и безопасного восстановления данных. Типовых и шаблонных решений в восстановлении данных при повреждениях служебной информации нет и не может быть.

Заказать консультацию

Нас просто найти

г. Барнаул
проспект Ленина 52

+7 (929) 397 77 28
info@earbat.ru
Время работы:
ПН-ПТ: 9.00 - 19.00
СБ-ВС: 10.00 - 18.00